Наумова Т.Н., Таркина С.С.
УМЕНЬШЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ
В ПРОЦЕССЕ
НАЧАЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ
СТУДЕНТОВ
ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА
В процессе начальной
компьютерной подготовки студентов гуманитарных вузов нередко имеют место такие
психологические явления, как неприятие компьютера, неуверенность и даже страх
перед компьютером. Такое эмоциональное состояние оказывает негативное
воздействие на устойчивость интереса к занятиям, желание овладеть новой
техникой и т.д.
Необходимо создание
«дружественной» атмосферы, позволяющей преодолеть стрессовое состояние. Вызвать
положительное отношение и интерес к обучению, удержать его. Использование
элементов игрового общения поможет поддержать, закрепить и повысить интерес к
обучению работе с компьютером. Необходимо отыскивать, изобретать новые психолого-педагогические
решения, которые, имея игровую форму, могли бы устранить все нежелательные
психологические нагрузки студента при овладении вычислительной техникой.
Общеизвестно, что
предрасположенность и потребность к игровой деятельности у человека
присутствуют всегда, на протяжении всей жизни. Важно лишь учитывать особые
условия, возраст, профессиональную деятельность, уровень интеллектуальных
способностей, психологические и физические особенности индивида. Из этого и
необходимо исходить при организации комфортной психологической среды общения
студента с ЭВМ. Например, при освоении клавиатуры возможность поочередного
использования обучающих программ типа «Тренажер», «Машинопись» с теми же
программами, но выполненными в игровом оформлении (BABYTYP), вызывает большой интерес
и желание изучать клавиатуру. Во всяком случае это создает устойчивый
эмоционально-положительный эффект в процессе обучения.
Практика подтверждает
целесообразность использования элементов игрового общения. Например, в группе
выделяются «специалисты», которые становятся «консультантами». «Неспециалисты»
образуют группу оппонентов. На обсуждение выносятся определенные проблемы, по
которым оппоненты высказывают свою точку зрения. В дискуссии каждый участник
активен, ищет свой вариант ответа, пытается его обосновать. При этом критике
могут подвергнуться не авторы идей, а сами идеи. Организация вхождения в мир
ЭВМ через непринужденную, не регламентированную дискуссию делает этот процесс
психологически приемлемым даже для самых «трудных» в этом отношении студентов.
Платон писал «Я говорю и
утверждаю, что человек, желающий стать достойным в каком бы то ни было деле,
должен с малых лет упражняться, то забавляясь, то всерьез, во всем, что к этому
относится. Самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание, вносящее
в душу любовь к тому, в чем он... должен стать знатоком и достичь
совершенства».
Опыт показывает, что
использование элементов игрового общения в методике начальной компьютерной
подготовке помогает преодолеть многие психологические барьеры, закрепить
полученные знания и интерес, облегчить процесс понимания и усвоения материала.
Игровая ситуация помогает и преподавателю определить, как и в какой мере усвоен
материал.